Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ
15 ноября [сб]
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие восприятия: 1. «Пирамидка». Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора. Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов. Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. Следующий этап — взрослый показывает кольцо красного цвета и просит ребенка показать в комнате какой-нибудь предмет такого же цвета. Можно предложить ребенку вспомнить, что еще бывает красным. Далее взрослый поочередно показывает остальные кольца, просит показать в комнате предметы такого же цвета и вспомнить, какие предметы имеют такой же цвет. 2. Восприятие: «Актер». Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями. Описание задания. Взрослый рассказывает ребенку сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке. 3. «Дорисуй фигуры». Цель: развитие целостности восприятия. Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур. Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми. 4. «Форма». Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму. Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы. Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы. 5. «В нашей группе 100 ребятишек». Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений. Описание задания. С ребенком разучивается текст, который исполняется нараспев. Ребенок выносит правую руку вперед, затем начинает пропевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру. Выносит левую руку вперед, затем начинает пропевать текст сначала, похлопывая левой и правой рукой по бедрам. Выставляет правую ногу вперед и, пропевая текст, притопывает правой ногой и похлопывает руками по бедрам. Выставляет левую ногу вперед и, пропевая текст, притопывает ногами и похлопывает руками по бедрам. Текст: А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются. И не скучают никогда! Правая рука! А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются. И не скучают никогда! Левая рука! А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются. И не скучают никогда! Правая нога! А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются. И не скучают никогда! Левая нога! Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения. 6. «Подбери предметы похожего цвета». Цель: упражнять ребенка в сопоставлении и группировке предметов по цвету. Ход игры: На двух столах расставляются игрушки разного цвета. Взрослый даёт ребенку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. 7. «Собери цветик – семицветик». Цель: Цель: упражнять ребенка в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Взрослый выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины. 8. «Помоги рыбкам» Цель: упражнять ребенка в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Ребёнок раскладывает детишек–рыбок соответственно цвету своих мам–рыбок. 9. Дидактическая игра «Составь картинку». Цель: развивать восприятие у ребенка. Ход игры: Взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу. Для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона. 10. Дидактическая игра «Кто наблюдательнее». Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста. Ход игры: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается. 11. «Запомни картинки». Цель: развитие умения определять форму предмета, относить объекты к определенным категориям предметов, развитие произвольной памяти. Игровой материал: картинки: мяч, воздушный шар, яблоко, огурец, пирамидка, арбуз, лимон, кубик, дерево, шкаф. Ребенку предъявляются картинки. Он их рассматривает и называет, что изображено. После чего картинки убираются, а ребенок должен сказать на какую форму похож изображенный предмет и назвать обобщающее слово. Например: я вспомнил, что на картинке было изображено яблоко. Оно похоже на круг. Яблоко относится к фруктам. 12. «Соотнеси предметы». Цель: развитие умения определять форму предметов и произвольного внимания. Игровой материал: картинки: утюг, шапка, палатка, парусник, самолет, линейка, лук, апельсин, колесо, абрикос, часы, мяч, книга, шоколад, портфель, троллейбус, сумка, кассета, телевизор, квадрат, круг, треугольник. Ребенок рассматривает картинки и перечисляет изображенные предметы. «Ты уже знаешь, что предметы, которые нас окружают, имеют определенную форму. Одни из них могут быть круглые, другие – квадратные, третьи – треугольные. Давай назовем на что похож каждый предмет». 13. «Волшебный мешочек». Цель: развитие умения определять форму предмета на ощупь. Игровой материал: мешочек; вырезанные из картона геометрические формы: круги, овалы, треугольники, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции в трех экземплярах Смотри, у нас есть вот такой волшебный мешочек. В этом мешочке сложены различные геометрические формы, вырезанные из картона. Посмотри, что это за фигура. (Ребенку предъявляются фигуры, не спрятанные в мешочек, и он их называет). Сейчас, ты должен будешь опустить руку в мешочек и взять одну фигурку. После этого на ощупь определить, что это за фигура. Мы будем выполнять задание, пока мешочек не окажется пустым. Игры на развитие воображения «Закорючки». Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит. «Клякса». На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. «Нарисуй настроение». А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками. «На что это похоже?» Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др. «ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ». Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе. Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета. Ход игры: Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка». Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит: «Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку. Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…» Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки: -…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?.. Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку. Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение. Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись. «Незаконченные рисунки». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей); Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение. «Точка, точка». Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера. «Рисунки с продолжением» В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось. «Сказочная путаница». Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения. Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей. "Простые рисунки" Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно. Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку. Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре. А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет. Смешинки. Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением. Небылицы. Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении. Игры на развитие памяти Игра «Рассказываем сказку». Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания. Возраст: 5 лет и старше 1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке. 2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают. Упражнение "Запоминаем слова" Цель: развитие слуховой механической памяти Возраст: с 4 лет и старше Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. Игра «Запахи и звуки» Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти. Возраст: с 5 лет. Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем? Игра «Вкус и запах» Цель: развитие обонятельной памяти. Возраст: с 5 лет. Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 2: нарисуй лимон. Задание № 3: представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 4: нарисуй апельсин Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи. Игра «Снежки » Цель: развитие эмоциональной памяти. Возраст: с 4 лет. Мысленно поиграем в снежки. Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день. Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека. Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? Игра «Загадки» Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 5 лет. Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать. Внимание! Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы (заяц) Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца. Задание №2: Вспомни и повтори загадку? Игра «Экран». Цель: развитие зрительной памяти. Возраст: с 4лет. На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет. Игра «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Возраст: с 5 лет. 1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать. 2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал) Игра «Запомни картинки» Цель: развитие произвольной зрительной памяти Возраст: с 4 лет. Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими Игра, «Какой игрушки не хватает? » Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. Возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю. Игра «Пересказ по кругу» Цель: развитие слухового запоминания Возраст: с 5 лет. Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки Игры на развитие мышления Игры на развитие логического мышления 1. Игры на формирование умений выполнять классификацию. «Разложи предметы» Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки. Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые». «Летает – не летает» Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает». Игру можно проводить на прогулке. «Съедобное – не съедобное» Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное». «Будь внимательным» Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов. 2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию. «Новоселье у матрешек» Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры. Игра «Что тяжелее?» Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д. По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?». 3. Игры на формирование количественных представлений. Загадки: На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?). Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел – Два под березкой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? Карандаш один у Миши Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей. Гуляет в джунглях старый слон, И одинок, и грустен он. Но подошел к нему сынок, И больше он не одинок. (Сколько теперь слонов?). Под кустами у реки Жили майские жуки, Дочка, сын, отец и мать, Кто успел их сосчитать? Два щенка – боловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся, Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? Я рисую кошкин дом: Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще окно, Чтобы не было темно. Посчитай окошки В домике у кошки У домика утром Два зайца сидели. И дружно веселую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит? 4. Игры на формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости. Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?» Ход игры: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему? Рассказы – загадки. «Что было ночью?» «В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?». «Дождливая погода» «Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?». «Не покатались» «Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?». Продолжи предложения: Мы включили свет, потому что … . Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … . Дети надели теплую одежду, потому что … . Щенок громко залаял ,потому что … . Алеша выглянул в окно и увидел … . Таня проснулась утром и … . |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.