Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск

Новое в содержании работы учителя-логопеда с учетом реализации ФГОС.

Новое в содержании работы учителя-логопеда

с учетом реализации ФГОС

Смыкова Н.В. учитель-логопед

МБДОУ Детский сад №9 «Чебурашка»

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Одна из задач ФГОС - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (1.6.2)

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН), к определению этой цели как формирования умения учиться;

от изолированного изучения учащимися системы  научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а так же многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день остро встает вопрос раннего распознания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель  работы учителя-логопеда в современных условиях: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера),  в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Основными задачами логопедической работы являются следующие:

расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

В нашем саду организован  логопункт для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. На логопункт зачислены дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Поэтому коррекционная работа направлена на развитие фонематического слуха и восприятия, коррекцию звукопроизношения и совершенствование лексико-грамматического строя речи. Занятия стоятся с применением современ­ных коррекционных  технологий (технологии дифференцированного обучения, технологии логопедического обследования, технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания, технологии логопедического массажа, технологии развития лексико-грамматической стороны  речи, ИКТ, здоровьесберегающих технологий).

С целью создания единого образовательного пространства считаем, что необходимо обеспечить преемственность в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ. Вырабатывая единые подходы в образовательном процессе, мы обеспечиваем детям благоприятные условия для речевого развития и устойчивые результаты коррекционного воздействия.

Но нельзя забывать и о роли родителей в образовательном процессе, ведь их активное участие значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями вос­питанников. С этой целью мы проводим собрания,  групповые и индивидуальные консультаций  по вопросам воспитания в семье ребенка с на­рушениями речи,  мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм и пр.  Для родителей всех воспитанников ДОУ оформляются информационные стенды.

Ведь только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с речевыми нарушениями  к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую отражаются в системе коррекционной работы с детьми-логопатами. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.  

13 июня 2017 в 23:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.