Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск

Значение формирования лексико-грамматических средств языка у детей 5-7 лет,имеющих речевые нарушения.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих различные речевые нарушения.

Основные задачи обучения:

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного произношения;

подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

развитие навыков связной речи.

Решение этих задач предполагает:

формирование и развитие словаря;

формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Работа логопеда по формированию лексико-грамматических категорий длительная, системная и комплексная. Она имеет следующую структуру.

 

Составные части логопедической работы
по формированию лексико-грамматических категорий

 

I. Работа над развитием лексики.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:

1. расширение объёма словаря;

2. уточнение значений слов;

3. формирование семантической структуры слова;

4. организация семантических полей;

5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

Копилка игровых упражнений

1. Развитие ассоциаций.

Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.

3. Найди лишний предмет.

4. Назови лишнее слово.

5.  Назови одним словом.

6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).

7. Назови части.

8. Отгадай предмет по названию его частей.

9. Объясни, что общего у предметов.

10. Скажи наоборот.

11. На что похоже.

12. Закончи предложение.

13. Кто что умеет делать.

14. Составление загадок – описания по определённому плану.

II.Работа по формированию словообразования.

Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:

1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание первого этапа логопедической работы.

1. Существительные.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.

2. Глаголы.

Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.

3. Прилагательные.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание второго этапа логопедической работы.

1. Существительные.

образование: а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница), в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).

2. Глаголы.

Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

3. Прилагательные

Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы.

1. Существительные.

Образование названий профессий

2. Глаголы.

Глаголы пространственного занчения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.

3. Прилагательные

Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; в) качественных пилагательных с суффиксоми -оват-, -еньк.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- – значение вместилища).

5. анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

IV. Работа по формированию словоизменения

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

1. Существительные.

дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

отработка беспредложных конструкций единственного числа.

2. Глаголы.

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

1. Существительные.

понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

закрепление беспредложных форм множественного числа.

2. Глаголы.

дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

3. Прилагательные.

согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап  закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

1. Существительные

2. употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.

3. Прилагательные согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

 

 

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “Фрукты”.

Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад”

Цель: расширение и активизация словаря.

Задачи:

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать  координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.


Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

  1. Организационный момент

    1. Логопед: — Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Логопед: — Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

    Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

    Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

    Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

    Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

    Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

    Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

    Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

  2. Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом)

    2. Логопед: - Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

    На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

    Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

    Мама купила дочке (сладко) персик.  Какой персик купила мама?

    Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

    В магазине купили (крупно) сливы.  Какие сливы купили в магазине?

    3.Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

    (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

    Логопед: - Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

    Теперь поиграем с пальчиками.

    4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

    Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

    В сад за сливами пошел о котором рассказывается,

    Указательный с порога а затем его разогнуть.

    Указал ему дорогу.

    Средний пальчик – самый меткий:

    Он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный поедает,

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки сажает.

    5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

    Что это?

    Какого цвета?

    Где растет?

    Какой формы

    Какой на вкус?

    Что из него можно приготовить?

    1. Физминутка “Садовник”

    Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

    Мы смородину сажали.  “Выкапывают”  яму и “сажают” в нее куст.

    Яблони белили мы известью,

     белилами.  Движения правой рукой вверх, вниз.

    Починили мы забор, “Ударяют” молотком.

    Завели мы разговор:  В круг выходит один ребенок.

    — Ты скажи, садовник наш,

    Что ты нам в награду дашь?

    -  Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

    Груш медовых, самых крупных,

    Спелых яблок, вишен целый килограмм.

    Вот что вам в награду дам!

    Материал с сайта www.logoped.ru

    7. Игра “Какие ты видишь фрукты?”

    Логопед: - Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

    8. Игра “Посчитаем фрукты”

    Логопед: - Я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

    Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

    Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

    Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

    9. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

    Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
    яблоко – яблочный сок, пирог, компот слива – сливовый сок, варенье, компот груша – грушевый сок, компот ананас – ананасовый сок

    10. Игра “Доскажи словечко”

    Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики  вы, вруши,

    Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…

    Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,

    Безопасные гранаты,  Синяя с косточкой…

    Не бросают их солдаты,

    Ох, вкусны, сочны гранаты.

    Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,

    Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …

    А в подарке у Марины Детвора и обезьяны

    Вкусно пахнут… Любят сладкие…

    11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”)

    Цель: Развитие связной речи.

    Задачи:

    - учить различать слова, обозначающие действие предмета;
    - учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета;

    -развивать зрительное внимание, речевой слух, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    -учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
    - активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием;

    - формировать  навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Содержание:

1. Организационный момент.

Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

Картошка, ложка, окрошка.
Апельсин, блин, мандарин.
Конфета, котлета, ракета.
Миска, сосиска, ириска.
Банан, диван, барабан.
Пироги, сапоги, утюги.
Лимон, вагон, бульон.
Мед, компот, плот.
Сало, залы, хала.
Виноград, мармелад, фотоаппарат.
Пирожок, творожок, горшок.
Солянка, полянка, склянка.
Булочка, будочка, дудочка.
Кабачок, крючок, значок.
Ананас, квас, контрабас.
Салат, халат, мармелад.
Калач, кулич, циркач.
Торты, шорты, корты.
Пломбир, кефир, сыр.
Жакет, букет, пакет.
Суп, зуб, дуб.

2. Основная часть.

Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Материал с сайта www.logoped.ru

Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.
(Слива)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)

Ты на лампочку похожа
И на Ваньку — встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.
(Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать  фрукт и превратить его в маленький . Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга , что у них в руках. Например: Маша , что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это?

В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик . Спроси  Вика у Ярослава, что он сделал.

Г) Дыхательная гимнастика по  А.Н. Стрельниковой:

“Ладошки”

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” — хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв.

Д) Составление предложений  по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну  я, а вы  продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов  и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный  сок и  яблочный пирог ”.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

“Таня плачет”

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плач:
- Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”.

Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.

Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

3. Итог занятия.

Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление  категории родительного падежа единственного числа).

На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д.

Материал с сайта www.logoped.ru

Домашние задания для родителей по теме Фрукты

1.  Родителям рекомендуется:

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты” Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

2.  Подбери родственные слова:
яблоко – яблочко, яблонь, яблочный;
(вишня, груша, персик, ананас, слива)

3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
(фрукт нарисуй и  заштрихуй)

Что это?
Где растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?

4. Отгадай  описательную  загадку:

Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный

4. Выучи  пальчиковую гимнастику  “Компот”

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
Фруктов много нужно. Вот:  (правой имитируют помешивание в нём)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.  (опять “варят” и “помешивают”)
Угостим честной народ.

5. Вырежи картинки с изображением фруктов  и  наклей их.

16 октября 2017 в 23:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.