Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск
Значение формирования лексико-грамматических средств языка у детей 5-7 лет,имеющих речевые нарушения.Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. Основные задачи обучения: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения; подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи. Решение этих задач предполагает: формирование и развитие словаря; формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания. Работа логопеда по формированию лексико-грамматических категорий длительная, системная и комплексная. Она имеет следующую структуру.
Составные части логопедической работы
I. Работа над развитием лексики. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям: 1. расширение объёма словаря; 2. уточнение значений слов; 3. формирование семантической структуры слова; 4. организация семантических полей; 5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря. Копилка игровых упражнений 1. Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д. 2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д. 3. Найди лишний предмет. 4. Назови лишнее слово. 5. Назови одним словом. 6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …). 7. Назови части. 8. Отгадай предмет по названию его частей. 9. Объясни, что общего у предметов. 10. Скажи наоборот. 11. На что похоже. 12. Закончи предложение. 13. Кто что умеет делать. 14. Составление загадок – описания по определённому плану. II.Работа по формированию словообразования. Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию: 1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. 2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. 3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Содержание первого этапа логопедической работы. 1. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-. 2. Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. 3. Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Содержание второго этапа логопедической работы. 1. Существительные. образование: а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница), в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина). 2. Глаголы. Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-. 3. Прилагательные Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-. Содержание третьего этапа логопедической работы. 1. Существительные. Образование названий профессий 2. Глаголы. Глаголы пространственного занчения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-. 3. Прилагательные Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; в) качественных пилагательных с суффиксоми -оват-, -еньк. Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом. 1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения. 2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом. 3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы). 4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- – значение вместилища). 5. анализ звукового состава выделенной морфемы. 6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы). 7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах: сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию; сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова. IV. Работа по формированию словоизменения Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников. Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. 1. Существительные. дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа. 2. Глаголы. согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе. Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. 1. Существительные. понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа. 2. Глаголы. дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. 3. Прилагательные. согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа. Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. 1. Существительные 2. употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа. 3. Прилагательные согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “Фрукты”. Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад” Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. 3. Учить согласовывать числительные с существительными. 4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
1. Организационный момент. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть. Картошка, ложка, окрошка.
2. Основная часть. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно. Материал с сайта www.logoped.ru Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их. Родилась она зеленой
Колобок висит все лето
Кисти ягод над дорожкой
Ты на лампочку похожа
Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький . Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик… Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга , что у них в руках. Например: Маша , что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это? В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик . Спроси Вика у Ярослава, что он сделал. Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой: “Ладошки” Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв. Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт. Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки. Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка” Этот пальчик — апельсин,
Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”. Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. “Таня плачет” Наша Таня громко плачет:
Повторение слоговых цепочек: ап-та-ква,
Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива. 3. Итог занятия. Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа). На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д. Материал с сайта www.logoped.ru Домашние задания для родителей по теме Фрукты 1. Родителям рекомендуется: Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты” Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.2. Подбери родственные слова:
3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
Что это?
4. Отгадай описательную загадку: Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный 4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот” Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
5. Вырежи картинки с изображением фруктов и наклей их. 16 октября 2017 в 23:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.