Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск

Социальный проект "Покормите птиц зимой!"

 Актуальность

Подкормка птиц в конце осени, зимой и в весеннюю бескормицу — самый эффективный способ помощи пернатым жителям нашего края. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам,  если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Поэтому птицам так необходима наша забота: кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Мы, взрослые,  должны воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развить желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что  спасаем птиц  зимой от гибели.

Данный проект может осуществляться только в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, т.к. без помощи родителей не возможно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

 

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей,  способствующего формированию нравственных норм поведения, направленных на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающей природы, необходимости ее защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  окружающий мир.


Вид проекта: исследовательско-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей – 6-7лет.

Сроки реализации: ноябрь 2017 – апрель 2018- долгосрочный проект.

 

Проблема

Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

 

Цели: формирование у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям.

 

Задачи: 

- Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

- Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

- Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

- Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

- Развивать интерес к жизни птиц;

- Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

- Знакомить с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

- Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

- Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

 

Методическая работа по проекту:

- Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

- Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

- Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

- Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС дошкольного образования.

 

Взаимодействие с родителями:

- Участвовать в создании детской книжки—малышки.

- Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая».

- Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

 

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

 

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература:

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно-методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

 

После завершения проекта дети смогут:

- закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

- научатся различать птиц по внешнему виду;

- смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

- у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

 

Ожидаемый результат:

Дети,

- имеющие представления о зимующих птицах;

- умеющие совместно с родителями изготовить кормушку;

- знающие каким кормом и как подкармливать птиц;

- зимой регулярно подкармливающие птиц;

- умеющие наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.

 

Этапы проведения проекта

 

1 этап – подготовительный.

Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта.

Задачи:

- познакомить родителей с целью и задачами проекта;

- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;

- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;

- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.

 

2 этап – практический.

Цель: формирование представлений о зимующих птицах, способах их защиты.

Мероприятия

- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».

- Беседы.  

- Рассказ воспитателя.

- Организованная образовательная деятельность.

- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.

- Дидактические игры и упражнения.

- Подвижные игры на площадке.

- Настольно-печатные игры.

- Чтение художественной литературы.

- Опытно-исследовательская деятельность.

- Художественно-эстетическая деятельность.

- Трудовая деятельность.

- Игровая деятельность.

- Работа с родителями:

•изготовление кормушек для птиц,

•рекомендации «Как и из чего сделать кормушку для птиц»,

•заготовка корма для птиц,

•рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям,

•оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

Экологический проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе группы.

3 этап - заключительный:

- Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».

- Презентация проекта «Птицы – наши друзья».

- Выставка детских работ.

 

 

 

 

План реализации проекта

Раздел программы

Содержание деятельности

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Ноябрь-апрель

Социально-коммуникативное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы Тамбовского края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество: совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Участие в акции «Птичья столовая»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе.

 В течение периода

Физическое развитие, формирование основ здорового образа жизни

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

В течение периода

Труд

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника.

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, об их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

В течение периода

Познавательное

развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы — это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы — наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц — грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

В течение периода

Начало грамоты

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

В течение периода

Художественная литература

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина «Где чей дом?»

Е.Благинина «Стрижи»

Стихотворение к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русские народные сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

В течение периода

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация:

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование:

«Журавлик» из бумаги

Рисование:

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка:

«Орлы на горных кручах»

«Птички—свистульки»

«Птички—игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Ручной труд:

«Прилетели птицы»

«Гнёздышко

Наблюдение на улице:

«Гнездо среди ветвей»

В течение периода

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

В течение всего проекта

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

Пословица «Как с гуся вода».

Почему мы так говорим?

Получить ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнуть масло, опустить в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Декабрь  

Март—апрель

 

Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».

 

Презентация проекта «Птицы – наши друзья».

 

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта интересная, увлекательная, познавательная. Позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.

 

В реализации проектной деятельности дети научатся:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Вывод: проблему дети смогут решить путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности, ребёнок усвоит всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

 Литература:

«Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.

«Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

«Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.

«Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.

«Покормите птиц зимой» Александр Яшин.

«Программа обучения детей 5-летнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи» Михайлова А.А., Боровцова Р.А.

«Развитие и коррекция речи детей» Е.В.Кузнецова 

3 ноября 2017 в 14:07

Прикреплённые файлы:

Документ: Социальный проект "Покормите птиц зимой!"

Описание файла:

Файл называется: vizitnaja-kartochka-plan-realizaci_7qa0e.doc

Это официальный файл организации «Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск», в нём содержится Социальный проект "Покормите птиц зимой!".

Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.