Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 18198.maam.ru является пользователь МААМ Нина Смыкова (УИ №4418, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей с нарушением речи

Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня речевого развития, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Основная задача речевого развития ребенка-дошкольника  – овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного этапа.

Для детей с нарушением речи необходимы систематические, специально организованные условиях, требующие разработки технологий комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса, создание благоприятных условий для гармоничного развития личности на дефицитарной основе, так как у них отмечается различный уровень развития основных свойств внимания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления (отставание в словесно-логическом мышлении), без специального обучения, такие дети, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Им присуще и отставание в моторной сфере.

Для преодоления перечисленных недостатков требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы и коммуникативной  функций речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей с ОВЗ к обучению в школе.

Следовательно, речевое развитие детей с нарушением речи необходимо организовывать целенаправленно и систематически, создавая специальные обучающие ситуации, в которых дети овладевают необходимыми умениями и навыкам и только при тесном взаимодействии педагогов, что позволит  повысить качество и эффективность коррекционно-развивающей работы, будет способствовать максимально эффективной компенсации имеющихся недостатков.

Учитель-логопед организует занятия по формированию познавательной сферы дошкольников, элементам обучения грамоте, развитию речи; развивает ВПФ детей; расширяет запас знаний и  представлений об окружающем мире, пополняет и  обогащает активный словарь детей-логопатов, параллельно осуществляя работу по развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, звуковой культуры речи воспитанников.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.  Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с  патологией.

При составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка,  специалистами учитываются особенности его внимания, памяти и других психических процессов.

Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

Все педагоги ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

- учитывается структура нарушения;

- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные беседы.

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом педсоветов, психолого-медико-педагогических консилиумов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще.

Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.

Таким образом, достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с нарушением речи возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных, познавательных и коррекционных задач.

7 февраля 2019 в 22:33

Прикреплённые файлы:

Документ: Организация коррекционной работы по речевому развитию детей с нарушением речи

Описание файла:

Файл называется: gpo-dou-9-smykova-nv_tse4a.docx

Это официальный файл организации «Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск», в нём содержится Организация коррекционной работы по речевому развитию детей с нарушением речи.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.