Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕНикогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь, должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения. Я, как логопед, имею возможность познакомить детей с народным языком, литературным наследием, включить его во все направления коррекционной работы с детьми с нарушением речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры. Логопедическая коррекционная работа с детьми с речевым недоразвитием предполагает комплексное воздействие: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов: -занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Инструменты» и т. д. -занятия по формированию навыков связного рассказывания; -занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи); Используя фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики. При этом на логопедических занятиях идет отработка правильного произношения определенных звуков в текстах, затем разучиваются народные игры. Итогом такой планомерной деятельности являются следующие положительные результаты: · расширяется детское представление об окружающем их мире, · формируются первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащается лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, · речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной, · усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением, · улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Таким образом, приобщение детей к русской народной культуре способствует их познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию. ПРИЛОЖЕНИЕ: Фольклорный материал для автоматизации звуков (Л) Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежал немножко, распахнул окошко: -Здравствуй, солнышко-колоколнышко! (ЛЬ) Летели кукушки через три избушки Как они летели, все люди глядели Как они садились, все люди дивились. (Р) Марфушка веселая, Марфа чернобровая! Пройди, Марф, горенкой! Топни, радость, ноженькой! (РЬ) Привяжу я козлика к кудрявой березке. Привяжу рогатого к кудрявой березке. -Стой, мой козлик, не бодайся! А ты, березка белая, стой, не качайся! (Ш) Потягушечки, порастушечки! Поперек толстушечки, Руки — хватушечки. Ноги- бегушечки! (Ж) Ноги, ножки, Куда вы бежите? В лес, по мошок, Избушку мшить, чтоб не холодно жить! (Ч) Уж я Танюшке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький. На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная, А помадочка медовая, Моя внученька бедовая! (С) Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла. (Ц) Тынцы-брынцы-бубенцы- Приезжали молодцы- Раздавали бубенцы. Народные подвижные игры для автоматизации звуков. Игра «Бараны» для автоматизации звука «Р» Несколько пар детей стоят друг против друга. Образуя «ворота». Остальные дети - «бараны» подходят к воротам и топают ногами. Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Открывайте ворота! Ворота: Рано, рано, вы, бараны. Застучали в ворота! Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в ворота! Ворота: Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота! Баран: На луга, где трава, А на травушке роса! Ворота: Еще рано вам туда, Не откроем ворота! Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До свиданья, ворота! Мы придем сюда тогда, Когда высохнет трава! Игра «Бабка Ежка» на автоматизацию звуков «Ш» и «Ж». Дети образуют круг. Водящий — бабка Ежка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры. Бабка Ежка — костяная ножка, На лягушку упала, Ножку сломала. А потом и говорит: -У меня живот болит. Пошла с кошкой на базар, Раздавила самовар, Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Игра «Колосок на дифференциацию звуков «С», «Ш» Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры. Чтоб был долог колосок, Чтоб овес наш был высок. Прыгайте как можно выше, Прыгать нужно выше крыши. Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора 1. Идут четыре брата Показать четыре пальца, большой прижат к ладони Навстречу им старшой Показать большой палец -Здорово, Большая! -Здорово, Васька-указка. Большой палец соединяется с указательным в колечко. Мишка-середка Большой палец соединяется со средним пальцем Гришка-сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем И крошка-Тимошка Большой палец соединяется с мизинцем 2. Дождик, дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу все сильнее и сильнее. На меня и на людей Дождик, дождик, припусти Большой и безымянный пальцы каждой руки поджаты к ладони Мы попрячемся в кусты Указательный и средний «бегут» к краю стола, руки прячутся под стол Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, все тише, и тише Хватит лить, Постепенно перестать Малых детушек мочить! 3. Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак -С этим братцем - в лес ходил. Показать указательный палец -С этим братцем - щи варил Показать средний палец -С этим братцем - кашу ел Показать безымянный палец -С этим братцем- песни пел Показать мизинец 4. Стала Маша гостей звать Хлопать в ладоши На блиночки созывать: -И, Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки, И, Степан, приди, начиная с большого Да, Андрей, приди. Да, Матвей, приди, А Митрошечка, ну, пожалуйста! Гости посидели, Блиночков поели Постучать кулачками друг о друга Стала Маша гостей провожать, В путь-дорогу собирать: Прощевай, Иван! Поочередно разгибать пальцы руки, Прощевай Степан! начиная с большого Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами моя крошечка Побудь со мной еще немножечко! 7 февраля 2019 в 22:41
Прикреплённые файлы:Документ: ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Описание файла:Файл называется: vospitanie-duhovnosti-cherez-priobschenie-detei-k-ruskoi-narodnoi-kulture_tse4a.docx Это официальный файл организации «Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск», в нём содержится ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ. Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.