Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 18198.maam.ru является пользователь МААМ Нина Смыкова (УИ №4418, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Интерактивное пособие "Говоруша"Аннотация к пособию «Говоруша»
Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. И о полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми). Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей. В тоже время ФГОС дошкольного образования основною целью речевого развития ребенка предполагает – формирование свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Нарушения просодики, то есть темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Просодические недостатки затрудняют коммуникативные возможности ребёнка. Они проявляются в: - недостаточной модуляции голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно тихий, иссякающий к концу фонации фразы, либо чрезмерно громкий); - нарушении тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий); - недостаточной координированности движений дыхательной, голосовой или артикуляционной мускулатуры; - нарушении мелодической организации высказывания (речь невыразительна наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации); - нарушении темпа (ускоренный, замедленный), и ритма речи (скандированный, растянутый). Важное место в устранении дефектов недоразвития просодической стороны речи занимают индивидуальные занятия. Педагогу очень часто, в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Поэтому разработка новых форм проведения индивидуальных занятий является на данный момент достаточно актуальной. Вопрос, в какой форме можно преподнести ребенку нужный материал, заинтересовать его, решается в данном дидактическом пособии. Целью его является преодоление нарушения основных компонентов просодики. Задачи: - развивать артикуляционные и мимические движения; - развивать голос; - развивать речевого дыхания; - научить детей ритмично выполнять задания педагогов; - развивать слуховое внимание, зрительный контроль за выполнением упражнения; - развивать умение пользоваться интонацией, паузой; - научить правильно пользоваться ударением. Данный дидактический материал рекомендован для занятий с детьми 5-7 лет. В отличие от аналогов, оно имеет свои особенности: занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени. Пособие составлено с учетом основных дидактических принципов: • Принципа научности обучения; • Принципа систематичности обучения; • Принципа доступности; • Принципа наглядности обучения; • Принцип сознательности и активности обучения детей; • Принципа индивидуализации обучения Пособие состоит из слайдовой презентации и методических рекомендации к ней. Использование данного дидактического материала поможет педагогу успешнее справиться с проблемой формирования просодических компонентов речи у ребенка, а так же привить интерес к индивидуальным занятиям. Работая над просодикой, необходимо уделять внимание темпо – ритмической организации речевого высказывания: темпа речи, ритма речи. Немалое значение имеют так же развитие голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности. Для этого целесообразно использовать наиболее зарекомендовавшие себя с данном направлении игры и игровые упражнения. «Шарик» Цель: укрепление диафрагмально-реберного дыхания. Ход игры: Положите, пожалуйста, руку на живот, делаем глубокий вдох носом и одновременно надуваем большой шарик в животике. Шарик лопнул. Скажите, вам приятно было такое сильное напряжение? – Нет, поэтому мы будем надувать маленькие шарики, чтобы нам было приятно. Положим руку на живот, сделаем спокойный, плавный выдох, затем плавный вдох носом и представим, что мы надуваем маленький шарик в животе, а затем сдуваем. Вдох – выдох, вдох-выдох. Чувствуется небольшое напряжение передней стенки живота. Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем! Дышится легко, ровно, глубоко. «Звуковой цветок» Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э, Ы. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! – Посмотрите, расцвел Звуковой цветок. На каждом лепесточке свой звук. Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе. «Весёлое путешествие» Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ. Ход игры: Педагог предлагает детям подвижную игру. – Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!» Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Необходимо следить, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. «Звуковая волна» Цель: вырабатывание длительного фонационного выдоха. Ход игры: Ребята, сейчас мы выполним упражнение Звуковая волна. Нам нужно пальчиком «двигаться» по звуковой волне из одной точки в другую и на выдохе тянуть звук [А]. Теперь возвратимся назад, пропевая звук [О]. А теперь, двигаясь по звуковой волне слева направо и обратно, пропеть на одном выдохе оба эти звука друг за другом. «Качели» Цель: формирование умения изменять высоту голоса Ход игры: Ребята, вы любите качаться на качелях? Давайте попробуем. Когда мы «опускаемся» на качелях вниз, мы приседаем и поем звук [А] низким голосом. Когда «взлетаем» вверх, встаем на носочки и тянем звук [А] высоким. Повторим то же самое со звуком [О]. В дальнейшем, усложняя игру можно заменять звуки слогами, словами и короткими фразами. «Скажи как…» Цель: формирование умения изменять тембр голоса Ход игры: Ребята сейчас мы с вами превратимся в зверей и произнесем фразу «Какой хороший день», говоря “голосом зверей”: лисы, лягушки, волка, медведя, слона и т. д.; «Эхо» Цель: развитие силы голоса Ход игры: Машенька и Ванечка гуляли в лесу и заблудились. Они зовут друг друга и кричать «АУ!» Мы с тобой тоже потренируемся произносить это слово тихо и громко. В лесу кричу: «Ау! Ау!» А мне в ответ: «Ау! Ау!» Горе кричу: «Ау! Ау!» Гора в ответ: «Ау! Ау!» «Вьюга» Цель: развитие силы голоса Ход игры: Ребята, мы с вами изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась". «Прочитай стихотворение» Цель: развивать интонационную выразительность при чтении стихотворных произведений. Ход игры: Ребята, мы с вами прочитаем стихотворение «Дождь» Александра Шибаева, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. (тихим голосом) Вдруг грохотом грома сменилась она! (громким голосом) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (тихим голосом) Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (тихим голосом) Наверно, сейчас барабанить он станет. (голосом средней силы) Уже барабанит! Уже барабанит! (громким голосом) «Карусель» Цель: формирование умения произносить фразы в разном темпе Ход игры: Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. Нам нужно произносить фразы стихотворения с разным темпом, двигаясь при этом в темпе произнесения. Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, (медленный темп) А потом, потом, потом, (средний темп) Все бегом, бегом, бегом. (быстрый темп) Тише, тише, не спешите, карусель остановите (средний темп) Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. (медленный темп)
«Зайка- барабанщик» Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи Ход игры: Послушай стихотворение про зайку и на каждый слог «бум» ударяй в барабан или сделай хлопок в ладошки. С барабаном ходит зайка. Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум) Целый день играет зайка: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами — Бум-бум-бум! — Зайка в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! «Музыкальные молоточки» Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи Ход игры: Послушай стихотворение и на каждое слово «тук» ударяй молоточком в металлофон. Слушай внимательно, как я произношу слова. Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук! С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук! Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! «Котенок веселый – грустный» Ход игры: Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку. «Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо» Ход игры: На экране изображения весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно. Взрослый показывает ребенку на картинку с изображением улыбки и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Педагог показывает на картинки по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку). Например: «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинка? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Как видно, ладoшки мои горячи. Педагог меняет картинки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию. Эта игра вызывает много пoложительных эмоций у детей! 29 апреля 2019 в 21:34
Прикреплённые файлы:Документ: Интерактивное пособие "Говоруша" Описание файла:Файл называется: igry-dlja-razvitija-dyhanija-golosa_3vcov.pptx Это официальный файл организации «Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск», в нём содержится Интерактивное пособие "Говоруша". Размер файла: 13,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.