Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 18198.maam.ru является пользователь МААМ Нина Смыкова (УИ №4418, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Интерактивное пособие "Говоруша"

Аннотация к пособию «Говоруша»

 

Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. И о полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми). Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей. В тоже время ФГОС дошкольного образования основною целью речевого развития ребенка предполагает –  формирование свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Нарушения просодики, то есть темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Просодические недостатки затрудняют коммуникативные возможности ребёнка. Они проявляются в: - недостаточной модуляции голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно тихий, иссякающий к концу фонации фразы, либо чрезмерно громкий); - нарушении тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий); - недостаточной координированности движений дыхательной, голосовой или артикуляционной мускулатуры; - нарушении мелодической организации высказывания (речь невыразительна наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации); - нарушении темпа (ускоренный, замедленный), и ритма речи (скандированный, растянутый).

Важное место в устранении дефектов недоразвития просодической  стороны речи занимают индивидуальные занятия. Педагогу очень часто, в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Поэтому разработка новых форм проведения индивидуальных занятий является на данный момент достаточно актуальной.

Вопрос, в какой форме можно преподнести ребенку нужный материал, заинтересовать его,  решается в данном дидактическом пособии.

Целью его является преодоление нарушения основных компонентов просодики.

Задачи:

- развивать артикуляционные и мимические движения;

- развивать голос;

- развивать речевого дыхания;

- научить детей ритмично выполнять задания педагогов;

- развивать слуховое внимание, зрительный контроль за выполнением упражнения; - развивать умение пользоваться интонацией, паузой;

- научить правильно пользоваться ударением.

Данный дидактический материал рекомендован для занятий с детьми 5-7 лет. В отличие от аналогов, оно имеет свои особенности: занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Пособие составлено с учетом основных дидактических принципов:

• Принципа научности обучения;

• Принципа систематичности обучения;

• Принципа доступности;

• Принципа наглядности обучения;

• Принцип сознательности и активности обучения детей;

• Принципа индивидуализации обучения

Пособие состоит из слайдовой презентации и методических рекомендации к ней. Использование данного дидактического материала поможет педагогу успешнее справиться с проблемой формирования просодических компонентов речи у ребенка, а так же привить интерес к индивидуальным занятиям.

Работая над просодикой, необходимо уделять внимание темпо – ритмической организации речевого высказывания: темпа речи, ритма речи. Немалое значение имеют так же развитие голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности. Для этого целесообразно использовать наиболее зарекомендовавшие себя с данном направлении игры и игровые упражнения.

«Шарик»

Цель: укрепление диафрагмально-реберного дыхания.

Ход игры: Положите, пожалуйста, руку на живот, делаем глубокий вдох носом и одновременно надуваем большой шарик в животике. Шарик лопнул. Скажите, вам приятно было такое сильное напряжение? – Нет, поэтому мы будем надувать маленькие шарики, чтобы нам было приятно.

Положим руку на живот, сделаем спокойный, плавный выдох, затем плавный вдох носом и представим, что мы надуваем маленький шарик в животе, а затем сдуваем. Вдох – выдох, вдох-выдох. Чувствуется небольшое напряжение передней стенки живота.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко, ровно, глубоко.

 «Звуковой цветок»

 Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э, Ы. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! – Посмотрите, расцвел Звуковой цветок. На каждом лепесточке свой звук. Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Весёлое путешествие»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ. Ход игры: Педагог предлагает детям подвижную игру. – Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!» Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Необходимо следить, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следить за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Звуковая волна»

Цель: вырабатывание длительного фонационного выдоха.

Ход игры: Ребята, сейчас мы выполним упражнение Звуковая волна. Нам нужно пальчиком  «двигаться»  по звуковой волне из одной точки в другую и на выдохе тянуть звук [А].  Теперь возвратимся  назад, пропевая звук [О]. А теперь, двигаясь по звуковой волне слева направо и обратно, пропеть на одном выдохе оба эти звука друг за другом.

«Качели»  

Цель: формирование умения изменять высоту голоса

Ход игры: Ребята, вы любите качаться на качелях? Давайте попробуем. Когда мы «опускаемся» на качелях вниз, мы приседаем и поем звук [А]  низким голосом. Когда «взлетаем» вверх, встаем на носочки и тянем звук [А] высоким. Повторим то же самое со звуком [О]. В дальнейшем, усложняя игру можно заменять звуки слогами, словами и короткими фразами.

«Скажи как…»

Цель: формирование умения изменять тембр голоса

Ход игры: Ребята сейчас мы с вами превратимся в зверей и произнесем фразу «Какой хороший день», говоря  “голосом зверей”: лисы, лягушки, волка, медведя, слона и т. д.;

«Эхо»

Цель: развитие силы голоса

Ход игры: Машенька и Ванечка гуляли в лесу и заблудились. Они зовут друг друга и кричать «АУ!» Мы с тобой тоже потренируемся произносить это слово тихо и громко.  

В лесу кричу: «Ау! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

«Вьюга»

Цель: развитие силы голоса

Ход игры: Ребята, мы с вами изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

«Прочитай стихотворение»

Цель: развивать интонационную выразительность  при чтении стихотворных произведений.

Ход игры: Ребята, мы с вами прочитаем стихотворение  «Дождь» Александра Шибаева, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина. (тихим голосом)

Вдруг грохотом грома сменилась она! (громким голосом)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (тихим голосом)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (тихим голосом)

Наверно, сейчас барабанить он станет. (голосом средней силы)

Уже барабанит! Уже барабанит! (громким голосом)

«Карусель»

Цель:  формирование умения произносить фразы в разном темпе

Ход игры: Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. Нам нужно  произносить фразы стихотворения с разным темпом, двигаясь при этом в темпе произнесения.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, (медленный темп)

А потом, потом, потом, (средний темп)

Все бегом, бегом, бегом. (быстрый темп)

Тише, тише, не спешите, карусель остановите (средний темп)

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. (медленный темп)

 

 

«Зайка- барабанщик»

Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи

Ход игры: Послушай стихотворение про зайку и  на каждый слог «бум» ударяй  в барабан или сделай  хлопок в ладошки.

С барабаном ходит зайка.

Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)

Целый день играет зайка:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами —

Бум-бум-бум! —

Зайка в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

«Музыкальные молоточки»

Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи

Ход игры: Послушай стихотворение и  на каждое слово «тук» ударяй  молоточком в металлофон. Слушай внимательно, как я произношу  слова.

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

«Котенок веселый – грустный»

Ход игры: Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.

«Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»

Ход игры: На экране изображения весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно.

Взрослый показывает ребенку на картинку с изображением  улыбки и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Педагог показывает на картинки по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).

Например:

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладoшки мои горячи.

Педагог меняет картинки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.

Эта игра вызывает много пoложительных эмоций у детей!

29 апреля 2019 в 21:34

Прикреплённые файлы:

Документ: Интерактивное пособие "Говоруша"

Описание файла:

Файл называется: igry-dlja-razvitija-dyhanija-golosa_3vcov.pptx

Это официальный файл организации «Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск», в нём содержится Интерактивное пособие "Говоруша".

Размер файла: 13,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.