Смыкова Нина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №9 "Чебурашка" г. Мичуринск
Картотека логоритмических игрМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «ЧЕБУРАШКА» Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ __________________________________________________________ 393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Украинская, дом 42, т. 8-(47545)-5-25-22, E-Мail: michmdou9@yandex.ru
Картотека логоритмических игр по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Подготовила учитель-логопед Смыкова Нина Владимировна
РФ, Тамбовская область, Мичуринск 2022 год Пояснительная записка Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам, и проводятся в конце изучения каждой. В содержание картотеки включены следующие виды работы: обшеразвивающие упражнения (ритмическая разминка), упражнения на координацию движений с речью и музыкой, развитие чувства ритма, различных сторон внимания и памяти, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, различные игры, релаксация. ОСЕНЬ 1. Упражнение «Осенний лес» (ритмическая разминка) Педагог. Пойдем осенними дорожками, Пусть листики шуршат под ножками. (Ходьба по кругу в колонне) Листья осенние в танце кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. (Легкий бег на носках, на остановку музыки — присесть) Ветер осенний поднялся — и вот Листья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг) Ветер крепчает и дует сильнее — Листья по кругу летят все быстрее. (Боковой галоп) В край далекий улетая, Нам помашет птичек стая. (Ходьба «стайкой») Дождик мелкий моросит, «Кап, кап, кап!» — он говорит. (Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу) 2. Упражнение «Дождик» (на координацию речи с движениями под музыку) Хором. Дождик, дождик на дорожке, (Стучать кулаками друг о друга) Он намочит наши ножки. (Наклониться, похлопать ладонями по коленям) Нужно ножки поднимать, (Стоя на месте шагать, высоко поднимая ноги) Через лужицы скакать. (Указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте) Вот так, вот так, Через лужицы скакать. (Прыжки из стороны в сторону) Поспешим мы, поспешим, От дождя мы убежим. (Семенящий бег на месте) Поспешим мы, поспешим, От дождя мы убежим. (Присесть — «спрятаться в домик») 3. Упражнение «По грибы» (на развитие динамического слуха) Педагог. Вышло солнце из-за тучи, Обогрело лес дремучий, И в земле грибы проснулись, Потянулись, встрепенулись И давай расти, расти — Глаз от них не отвести. Дети под музыку постепенно поднимаются, делая на каждую 4 движение вверх. По полу раскладываются бумажные боровики и мухоморы. Педагог. За грибами мы собрались, Но в грибах не разбирались. Что себе мы соберем? Что для волка запасем? Это нам никто не скажет, Только музыка подскажет. Под громкую музыку собирать боровики «для себя», под тихую — мухоморы «для волка». 4. Упражнение «Грибники» (на развитие чувства ритма и координации движений) Педагог. «Волчьи» грибы оставим в лесу для волка, а съедобные сложим в корзину и пойдем по тропинке домой. По узенькой тропинке Идем гуськом. Несем грибы в корзинке И песенку поем. (А. Аношкин) Дети идут вдоль каната (имитирует тропинку) друг за другом под распевку (музыка Т. Сидоровой к песне «Осенние распевки») в восходящем и нисходящем движении, делая на каждую ритмическую единицу один шаг. Хором. Ки-ки-ки, лис-ти-ки. Ко-ко-ко, сол-ныш-ко. На-на-на, ти-ши-на. Ки-ки-ки, гриб-ни-ки. 5. Артикуляционная гимнастика Педагог. Ох долгий, долгий путь. Присядем отдохнуть. Дети садятся на коврик. Педагог показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, «ветерок»), говорит слова, и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют. «Улыбка»: Солнышко нам улыбнется, (Губы сомкнуть и растянуть в улыбке) «Дождик»: Дождик каплями прольется. (Приоткрыть рот, стучать языком в верхние резцы: т-т-т-т-т...) «Грибок»: Вырастет грибок. («Приклеить» передний край языка к небу; опускать нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку) «Ветерок»: Подует ветерок. (Открыть рот, широко распластанный язык положить на нижнюю губу. Дуть: ф-ф-ф-ф...) 6. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» Исходное положение: дети сидят на стульях. Педагог. Соберем для мамы осенний букет, но сначала вспомним, какие бывают листья. Хором. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать по одному пальцу в кулак) Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулаки) Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибать поочередно пальцы в кулак, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. (Поочередно соединять каждый палец с большим на каждую ритмическую единицу) (Я. Нищева) 7. Подвижная игра «Букет для мамы» Педагог раздает детям разноцветные картонные листья разных деревьев. Пока играет музыка, «листочки» (дети) «летают» о залу. Как только музыка замолкает, каждый «листочек» должен найти свою пару — такой же «листок. Затем дети меняются листочками, и игра продолжается. 8. Релаксация Педагог. Устала что-то осень. Она ложится спать И приглашает деток Немножко полежать. Дети лежат на ковре, звучит спокойная мелодия. ЗИМА. 1. Ритмическая разминка. Педагог. Дружно, четко мы шагаем, Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу) Надо нам лопатки взять, Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг) Ну а снег метет, метет, Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо—влево перед собой) А деревья за окном Спят волшебным тихим сном. (Остановиться, руки в стороны—вверх, закрыть глаза) Зайчик скачет на опушке, Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом) А медведь в берлоге спит, Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху) Чтоб в мороз не замерзать, Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны) 2. Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» Педагог. Где ж сейчас Мороз седой с длинной белой бородой? Педагог произносит слова, а дети под музыку пропевают звукоподражания. Педагог. Улицей гуляет Дедушка Мороз. Дети. В-в-в-в.... (Плавные движения руками снизу вверх) Педагог. Иней рассыпает по ветвям берез. Дети. Фух-фух-фух, Фух-фух-фух. (Резкие движения руками в стороны—вверх с разжиманием кулаков и растопыриванием пальцев) Педагог. Ходит, бородою белою трясет. Дети. Са-са, са-са.(Выполнять повороты головы влево—вправо на каждый слог) Педагог. Топает ногою, только треск идет. Дети. Кви-кви-кви, Кви-кви-кви.(При произношении каждого слога топать ногой) 3. Упражнение «Зимняя пляска» (на координацию речи с движениями под музыку) Педагог. Хочет и до нас добраться. Эй, ребята, не сдаваться! Хором. Мы погреемся немножко, (Обнять себя за плечи) Мы похлопаем в ладошки: Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (Развести руки в стороны, хлопки в ладоши) Ножки тоже мы погреем, Мы потопаем скорее: (Ходьба по кругу взявшись за руки) Топ, топ, топ, топ. (Остановиться и притопывать) Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели:(Вытянуть руки вперед и поворачивать ладони вверх-вниз, будто показывая рукавицы) Прыг, прыг, прыг, прыг. (Прыжки на месте) 4. Упражнение «Снежинки» (на развитие слухового внимания, чувства музыкального темпа) Педагог. Превращаемся в снежинки, Заметем мы все тропинки. Дети надевают полоски-маски снежинок. Педагог. Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит И снежинки в танце кружит. Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу). Педагог. Успокоилась... И вот — тихий-тихий снег идет. «Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются) по залу под спокойную музыку. 5. Музыкальная минутка Звучит мелодия П. Чайковского «Зимнее утро». Педагог предлагает детям определить настроение мелодии, выбрать подходящую картину из показанных пейзажных зарисовок. 6. Мимическая и артикуляционная гимнастка Упражнения: - изобразить настроение, соответствующее прослушанному музыкальному отрывку; - дуть в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра; - слизывать «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз; - «поймай снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5—7 с. 7. Пальчиковая гимнастика «Новый год» Педагог. На дворе снежок идет, Скоро праздник... Дети. Новый год. Хором. Наступает Новый год, Елка в гости к нам придет. Елочка-красавица Всем ребятам нравится. А на елочке шары (На каждую ритмическую единицу соединять каждый палец с большим) Вот такой величины (Соединить кончики пальцев обеих рук, образуя форму шара) 8. Подвижная игра «Елочки» Дети делятся на две группы: «дети» и «елочки». «Дети» стоят, а «елочки» сидят на корточках. Делая на каждую четвертную движение вверх, «елочки» постепенно растут под музыку. «Ёлочки». Мы растем, растем, растем, К вам на праздник попадем. Педагог. Ну-ка, дети, не зевайте, Себе елку выбирайте. Каждый ребенок выбирает себе «елочку» и кружится в паре с ней под музыку. Затем дети меняются ролями. 9. Релаксация Дети ложатся на ковер, звучит «Вальс» Г. Свиридова. ВЕСНА. 1. Ритмическая разминка Педагог. Долго шла весна тайком От ветров и стужи, (Ходьба по кругу со слегка согнутыми коленями крадущимся шагом) А сегодня прямиком Шлепает по лужам. (Маршировка) Мишка из берлоги темной Выбрался на белый свет. (Идти раскачиваясь, широко расставляя ноги; руки разведены в стороны—вниз) Волк весне-красе огромный Посылает свой привет. (Ходьба широким шагом; на каждый шаг руки поочередно выдвигаются вперед) Еж лесной тропой шагает, Радостно весну встречает. (Мелкий топающий шаг) Всякая лесная птица И поет, и веселится. (Ходьба «стайкой» на носках, руки в стороны) 2. Упражнение «Радуемся весне» (на регуляцию мышечного тонуса) Педагог. А сейчас, ребята, давайте покажем, как мы радуемся наступлению весны. Нас согрей скорей, весна, Пробуди всех ото сна. (Под медленную размеренную музыку дети плавно поднимают руки снизу вверх, жестом приглашая весну) Уходи скорей, зима, Уноси морозы. Забирай с собой снега И сосулек слезы. (Под динамичную мелодию дети ритмично и поочередно «выбрасывают» вперед приведенные к груди и сжатые в кулаки руки: «бокс») 3. Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку) Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации на тему Весна». Педагог. Как меняется природа с приходом весны? Давайте мы все это покажем под музыку. Дети выполняют движения на слова-повторы под мелодию белорусской народной песни «Летели гуселки». Хором. От сосулек — звон, звон! (Резко от плеч поднимать руки вверх, пальцы рук разводить в стороны) Просыпайся, клен, клен! (Руки поднять вперед, затем развести в стороны) Растопился снег, снег. (Потирать ладонь о ладонь) Ручейки — в бег, в бег (Волнообразные движения руками перед собой) Гром шагает: топ, топ. (Топать ногами) Почки слышно: хлоп, хлоп. (Разжимать сжатые в кулаки пальцы правой, зате левой руки) 4.Музыкальная минутка Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, треск лопающихся почек. Педагог предлагает детям угадать, и назвать услышанные звуки. 5. Фонопедическое упражнение «Весна» Педагог. Зиму всю мели метели. Хором. У-у-у-у... (Плавно поднимать руки вверх) Педагог. Клены, липы поседели. Хором. Ф-ф-ф-ф... (Опустить руки вниз) Педагог. А весной повеселели. Хором. С-с-с-с... (Сжатые в кулаки руки развести в стороны, слегка прогнуться назад) Педагог. Птицы с юга прилетели — Хором. Пс-пс-пс... (Толкающие движения руками вниз перед собой) Педагог. Ветки лапками согрели! Хором. Пах-пах-пах. (Похлопать ладонями по плечам, руки сложить крест-накрест перед собой) 6. Пальчиковая гимнастика «Капель» Педагог. Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) Хором. Кап, кап, кап — Звенит капель. Март уйдет — Придет апрель. (Ритмично на каждый слог соединять кончик каждого пальца с большим) Педагог. Какой весенний месяц мы в стихотворении не назвали? 7. Игра-диалог «Весенние подарки» Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре круга — ребенок с мячом в руках, изображающий «Весну». Звучит мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот». Хором поют. В гости к нам весна идет И подарки всем несет. Все останавливаются. «Весна» бросает мяч одному из детей: - Что тебе, дружок? Ребенок: - Новый сапожок. (Отбрасывает мяч назад) «Весна» бросает мяч другому ребенку: - Что тебе, дружок? Ребенок: - Вкусный пирожок. (Отбрасывает мяч назад) «Весна» бросает мяч следующему ребенку: - Что тебе, дружок? Ребенок: - Зеленый лужок. (Ловит мяч, меняется с «Весной» местами) Игра продолжается с новой «Весной». 8. Релаксация Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети ложатся на ковер. ЛЕТО. НАСЕКОМЫЕ 1. Ритмическая разминка Педагог. На травинку, как на вышку, Бодро лезет муравьишка. (Маршировка) Вниз ползет божья коровка, Лапки ставит очень ловко. (Боковой приставной шаг) Тихо стрекоза летит, В тишине она звенит. (Легкий медленный бег на носках) Среди гусениц-подруг Отдыхает майский жук. (Присесть; в такт музыке выполнять вытянутыми вперед руками движения вправо—влево)
Водят пчелы хоровод, Собирают сладкий мед. (Движение по кругу в хороводе) Над цветками близко-близко Шмель летает очень низко. (Ходьба вприсядку) А кузнечик скок-поскок С лепестка на стебелек. (Поскоки) 2. Упражнение «Комар» (на координацию речи с движениями под музыку) Педагог. Отгадайте загадку о насекомом, которого мы не встретили на лугу. Летит — пищит, Сядет — молчит. Кто его убьет, Свою кровь прольет. (Комар) Поют. Комар летит И пищит, пищит. Ой, лови! Ой, лови! Не то Спрячется! Хлоп! Дети «следят за комаром»: медленно-медленно поворачивают лову слева направо и наоборот на каждую строчку песенки. На Сноп!» хлопнуть в ладоши. 3. Фонопедическое упражнения «Насекомые» Педагог. Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз... Чуть громче звенит муха: зззззз... Еще громче звенит пчела: зззззз... А самым низким голосом звенит шмель: ззззззз... Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос. 4. Музыкальная минутка Звучит аудиозапись «Лягушки и насекомые» (сборник «В мире животных»). Педагог предлагает детям определить, чьи голоса звучали, чей голос «лишний». 5. Пальчиковая гимнастика Хором. Прилетела к нам вчера (Помахать кистями рук) Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек, И веселый мотылек, Два жука и стрекоза — (Называя каждое насекомое, загибать палец) Как фонарики глаза. (Кисти рук «биноклем» поднести к глазам) Полетали, пожужжали, (Помахать кистями рук) От усталости упали. («Уронить» кисти рук) 6. Подвижная игра диалог «На лужке» Педагог. А сейчас мы сами превратимся в насекомых. Все дети надевают маски: пчелы, мухи, жуки, бабочки. Педагог. Пчелки, пчелки, Где бывали? Пчелки, пчелки, Что видали? Пчелки». Мы летали на лужок И видали мы (медок, листок, замок, цветок и т. д.) Дети подбирают любое слово в рифму. Затем играет музыка, пчелки летают» по залу, остальные дети хлопают в ладоши в такт музыке. Игра продолжается аналогичным способом с другими насекомыми». Педагог. Где вы, бабочки, летали? Что вы, бабочки, видали? Вы, жуки, куда летали? Что и где вы увидали? 7. Релаксация Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). 6 октября 2022 в 00:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.